15.06.2015

Пауки и многоножки независимо изобрели одинаковый яд

Ученым удалось установить, что яды определенных видов пауков и многоножек химически идентичны. По мнению исследователей, мутации, которые привели к образованию яда, возникли у них независимо.

Многоножка

Ядом служит инсулиноподобный белок, родственный гипергликемическому гормону ракообразных (crustacean hyperglycaemic hormone, CHH), который играет роль в регулировании содержания сахара в крови у многих членистоногих. Исследователи установили, что способность вырабатывать этот токсин была получена после удвоения одного из генов. После определения трехмерной структуры белка, выяснилось, что, в отличие от аналогичного белка близких видов, его молекула состоит из четырех, а не из пяти спиральных ветвей. Вследствие этого токсин стал более стабильным.

Обнаружил этот яд австралийский биохимик Гленн Кинг из Квинслендского университета, который более 20 лет изучает токсины хищных членистоногих с целью дальнейшего применения их в качестве инсектицидов. Сначала токсин был открыт у австралийского паука из подсемейства Atracinae. Затем он совместно с китайскими коллегами обнаружил аналогичный токсин у многоножек. После того, как ученым удалось определить структуру белка, окончательно подтвердилась идентичность этих веществ.

Гленн Кинг полагает, что у данного токсина есть перспектива использования в сельском хозяйстве. В экспериментах он показал эффективность яда против некоторых видов гусениц, поражающих злаковые растения. Сейчас одна из компаний Мичигана уже производит инсектицид, основанный на результатах более ранних исследований Гленна Кинга, но у нового вещества есть ряд преимуществ, например, оно лучше растворяется в воде.

Статья Гленна Кинга и его соавторов опубликована в журнале Structure.

1. polit.ru