13.10.2009

Среди пауков впервые обнаружен вегетарианец

Давно известный паук-скакун был причислен к вегетарианцам после того, как учёные из университета Аризоны (University of Arizona) проанализировали его тельце на изотопы углерода и азота. Биологи немало удивились, ведь такой необычный вид пауков был обнаружен впервые.

Самка Bagheera kiplingi поедает Белтово тельце (Beltian body) на листе акации (фото Robert L. Curry)

«Известно, что примерно 40-50 из более чем 40 тысяч видов пауков собирают нектар и пыльцу, однако они при этом остаются хищниками. Bagheera kiplingi — первый паук, полностью полагающийся на растительную пищу», — рассказывает не участвовавший в данном исследовании доктор Кеннет Уитни (Kenneth Whitney) из университета Райса.

Кристофер Михан (Christopher Meehan) и его коллеги определили рацион B. kiplingi, исследовав изотопный состав тканей тела паука. Соотношение нормальных и тяжёлых изотопов некоторых элементов позволяет установить, является животное плотоядным или травоядным.

Биологи обнаружили травоядного паука в Центральной Америке (фото Robert L. Curry)

Учёные выяснили, что соотношение 15N:14N, сигнализирующее о хищничестве, у B. kiplingi ниже на 5%, чем у остальных пауков-скакунов того же региона (Мексики). В то время как соотношение 13C:12C точно такое же, как наблюдается внутри богатых белками телец Белта, овальных образований на кончиках листьев акации.

Учёные пишут, что пауки питаются ими примерно в 90% случаев (видеозаписи зафиксировали около 140 разных источников пищи, но этот был преобладающим).

Парадокс, но вид Bagheera kiplingi, открытый ещё в 1896 году, был назван так в честь пантеры Багиры, персонажа книги Редьярда Киплинга «Книга джунглей» (The Jungle Book).

Самка B. kiplingi защищает своё гнездо от рабочих муравьёв. Эти пауки являются по сути обманщиками, они пьют нектар и едят тельца Белта, предназначенные для муравьёв, но при этом в отличие от последних не защищают растение. А благодаря своему хорошему зрению (восемь глаз) и проворности им удаётся сбежать от муравьиной охраны (фото Robert L. Curry)

Зачем этим паукам понадобилось переключаться на растительную пищу? Возможно, дело в том, что на поиск и отлов других животных надо тратить много энергии, а тельца Белта доступны в большом количестве и в течение всего года. Правда, для смены рациона B. kiplingi необходимо было бы сменить и микрофлору кишечника.

Биологи также установили, что вегетарианская диета объединяет пауков: они сотнями оккупируют растение, организуя общие гнёзда и армии самцов для защиты от атак со стороны муравьёв. «Получается, что перед нами пример эволюционного перехода от охоты к собирательству», — подводит итог Михан.

1. MEMBRANA