НОВОСТИ   БИБЛИОТЕКА   КАРТА САЙТА   ССЫЛКИ   О САЙТЕ

18.01.2011

Открыта коллективная миграция пылевых клещей

Когда домашние клещи определяют направление движения, они ориентируются на выбор сородичей. Выяснившие это бельгийские учёные надеются, что находка поможет в разработке новых способов борьбы с вызывающими аллергию существами.

Ранее специалисты считали, что пылевые клещи в своём поведении – одиночки. Но вот впервые обнаружилось, что этих паукообразных, пусть с натяжкой, можно отнести к социальным созданиям (фото Gilles San Martin/flickr.com)

Привычки клещей домашней пыли вида Dermatophagoides pteronyssinus заинтересовали биологов из Свободного университета Брюсселя (Université libre de Bruxelles) и Католического универа Лувена (Université catholique de Louvain).

Они провели следующий опыт. В чашку Петри с клещами учёные поместили крохотную ёмкость с водой. Часть клещей начала перемещаться в область с большей влажностью, которую они так любят. Но к искомой цели D. pteronyssinus вели две заранее подготовленные биологами дорожки равной длины. Авторам эксперимента было интересно — какую из них выберут клещи и почему.

Вначале микроскопические животные направлялись по одному из двух путей хаотично, но со временем (когда счёт «мигрантов» пошёл на десятки) всё больше и больше подопытных передвигалось к воде только по одному из путей.

В результате большинство паукообразных прошло одной тропкой, хотя она была ничуть не лучше альтернативной. (Попутно выяснилось, что самцы и нимфы больше были склонны к миграции, чем личинки и самки.)

Учёные выдвинули гипотезу, гласящую, что клещи оставляют некие следы (возможно, какие-то молекулы с кутикулы, а может, даже активно испускают феромоны), которые служат сигналом для последующих особей. Если сигнал этот удастся найти, не исключено, получится и обманывать клещей, давая команду уйти прочь из подушки или ковра.

1. MEMBRANA